К основному контенту

Йасна

Йасна (от авест. йаз – «почитать», «поклоняться»; йашт, т.е. «моление», «ритуал»; тадж. чашн – «праздник») включает молитвы, произносимые при жертвоприношениях и богослужении, восхваления и литургические обращения к божествам. Йасна состоит из 72 глав, именуемых «ха» (авест. «хаити», «хатай»), в том числе 17  гат Заратуштры, Йасна семи глав, гимн Хаоме, Гимн Сраоше, прославление Огню, Водам, Фраваши, Бессмертным Святым и т.д.

Большинство молитв воспроизводят то самое первичное время, сакральное Время, Время неосквернённого мира, существовавшего ещё до Ахримана, Ангра Майнью, которого в христианстве называют Дьяволом и Сатаной. Эти молитвы читаются в определённое время, которое специальное рассчитывалось, по определённым часам, по времени суток. Ведь каждый суточный цикл воспроизводил миротворный круг, от начала и до конца мира. И включение молитвы в определённое время помогало восстановить тот существовавший до Ахримана мир, хотя бы на уровне слова. И интересно, что эти молитвы изначально даже записаны не были, даже  когда Авеста уже была зафиксирована. Записывать их было запрещено, все эти мантры, молитвенные заклинания, которые входят в Авесту. Мы знаем это по поздним уже переложениям, например, Бундахишну, хорошо известному сейчас. Ведь, как считают зороастрийцы, письменность – от Ахримана, не потому, что он её придумал, а потому что в любое написанное слово, его воспроизведение где угодно – на камне ли, на бумаге, не важно, можно внести искажение. А вот слово, передаваемое из уст в уста, от праведника к праведнику, от учителя к ученику, от посвящённого к посвящённому, это слово истинное, чистое, не искажённое. И изучая йасны, да и просто читая, надо воспринимать их на уровне молитвы, мантры того самого изначального потерянного времени.

В.М. Чистяков, Авеста, 2005

И.В.Рак, Авеста в русских переводах, 1997

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк