Йасна (от авест. йаз – «почитать», «поклоняться»; йашт, т.е. «моление», «ритуал»; тадж. чашн – «праздник») включает молитвы, произносимые при жертвоприношениях и богослужении, восхваления и литургические обращения к божествам. Йасна состоит из 72 глав, именуемых «ха» (авест. «хаити», «хатай»), в том числе 17 гат Заратуштры, Йасна семи глав, гимн Хаоме, Гимн Сраоше, прославление Огню, Водам, Фраваши, Бессмертным Святым и т.д.
Большинство молитв воспроизводят то самое первичное время, сакральное Время, Время неосквернённого мира, существовавшего ещё до Ахримана, Ангра Майнью, которого в христианстве называют Дьяволом и Сатаной. Эти молитвы читаются в определённое время, которое специальное рассчитывалось, по определённым часам, по времени суток. Ведь каждый суточный цикл воспроизводил миротворный круг, от начала и до конца мира. И включение молитвы в определённое время помогало восстановить тот существовавший до Ахримана мир, хотя бы на уровне слова. И интересно, что эти молитвы изначально даже записаны не были, даже когда Авеста уже была зафиксирована. Записывать их было запрещено, все эти мантры, молитвенные заклинания, которые входят в Авесту. Мы знаем это по поздним уже переложениям, например, Бундахишну, хорошо известному сейчас. Ведь, как считают зороастрийцы, письменность – от Ахримана, не потому, что он её придумал, а потому что в любое написанное слово, его воспроизведение где угодно – на камне ли, на бумаге, не важно, можно внести искажение. А вот слово, передаваемое из уст в уста, от праведника к праведнику, от учителя к ученику, от посвящённого к посвящённому, это слово истинное, чистое, не искажённое. И изучая йасны, да и просто читая, надо воспринимать их на уровне молитвы, мантры того самого изначального потерянного времени.В.М. Чистяков, Авеста, 2005
И.В.Рак, Авеста в русских переводах, 1997
Комментарии
Отправить комментарий