Природа Бога
Если Бог будет на первом месте,
Всё остальное будет на своём.
Всё остальное будет на своём.
Абулькасим Фирдоуси
Основано на Сад-о-Як Намэ-Хода, сто одно имя Бога:Бог (Хода) на авестийском языке – Ахура Мазда.
В зороастризме нет изображений Бога, нет икон, ликов.
Зороастрийская концепция такова:
- истинная природа Бога выше человеческого понимания (а-айафа).
- Бог не имеет человеческой формы (аэх-тана), т.е. не антропоморфный и без принадлежности к какому-нибудь полу. Бог в зороастризме – это духовная сущность, бесформенная и невидимая. У Бога нет человеческих слабостей или эмоций. Бог не показывает никакого гнева и никакой радости.
- Бог не дуален, не двойственен.
- Бог безначальный и бесконечный, он причина всех причин, он беспричинный, он величайшая причина и корень всего творения, источник происхождения мира.
- в других текстах говорится, что хотя глаз не может созерцать Бога, но он ближе к человеку, чем его собственное тело (Фрагменты Тахмураса в переводе Эрвада Тахмураса Диншоу Анклелария, 1842-1903гг.)
- Мохсен Фани, автор книги «Даблист», описывает в XVII веке зороастрийскую концепцию Бога тремя словами – сущность, единство, тождество. Это неотделимые свойства Бога, считает автор.
- Ближе всего человек может прийти к пониманию природы Бога, насколько это возможно, через шесть божественных сущностей, называемых Амеша Спента, а также благодаря самой природе, красоте и величию творения Божественного мира.
Понятие Бог означает - Самосущий Всезнающий Владыка, отец всех существующих вещей, милостивый и милосердный. Он признан единственным создателем и абсолютным правителем Мира. Ахура - владыка, и Мазда - всезнающий.
Ахура Мазда - создатель духовных и материальных миров, и всех созданий. Он установил Законы Природы, и все создания существуют, согласно этим Законам. Законы работают во всем Космосе, в физической, мысленной и духовной сферах. Творец никогда не вмешивается, чтобы изменить действие Законов.
Он - самый благотворный Дух, и самый Духовный среди Духов. Он полон Светом, Блеском, и Славой. Силой своей мысли, Он сначала наполнял Духовные области Светом. Сверкающее солнце, самый яркий Свет, видимый нами, предстает, как наиболее прекрасный символ Творца. А красный, сверкающий, тёплый огонь – «сын», или представитель Ахура Мазды на Земле.
Его невозможно обмануть. Он наблюдает за всеми своими созданиям острым, пронизывающим взглядом. Он воспринимает мысли, слова, дела - которые были и которые будут созданы людьми в их жизни. Ахура Мазда - единственный Высший Судья действий человека. Он добрый, прощающий и понимающий. Он помогает человеку, как его друг и брат, если тот ведет справедливую жизнь.
Эта Высшая власть является всезнающей, вездесущей и всемогущей. Мудрость – Его природа. Он поддерживает все свои создания через мудрость. Его невозможно обмануть.
Он без начала и конца, следовательно, вечен и бессмертен (Ясна.43.5). Он полностью совершенен и завершён. Ахура Мазда проявляется во всех своих созданиях, но выше них. Через его Мудрость он превосходит все создания.
Ахура Мазда – дающий здоровье и исцеляющий. Он - целитель на личном уровне, также как на Универсальном уровне. В конце времени Он излечит мир.
Ахура Мазда сначала создал Духовный мир, который позже стал прототипом Материального мира. Существа Духовного мира: божественные Амеша Спента, Изеды, Духи праведных людей, Духовные Хранители - Фраваши.
Геродот (около 460 г. до н.э.), писал о почитании Бога зороастрийцами с точки зрения грека, поклоняющегося многочисленным антропоморфным богам: « У них (зороастрийцев) нет изображений Богов, нет алтарей, нет храмов. Они считают это даже проявлением глупости. Это происходит, я думаю, потому, что они считают природу Бога отличной от природы человека. Их Бог не имеет пола, как привыкли думать греки».
Диоген Лаэртский (около 200 г. до н.э.), древнегреческий философ и историк, в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философах» писал: «Зороастрийские маги…осуждают использование изображений и особенно желание различать Божественные сущности по какому-либо половому признаку».
Кроме того, в авестийском языке и фарси нет местоимений по признаку пола. Местоимения «он» или «она» не могут быть применены к Ахура Мазде, являющимся создателем всего сущего, а не отцом или матерью нашего мира.
Печатается по материалам зороастрийского наследия.
Автор K.E. Eduljee
Комментарии
Отправить комментарий