К основному контенту

Дорога на Кавказ

Автор провёл огромную работу, соединяя собственные впечатления от путешествия по стране солнечного Ирана с историческими источниками информации. Чтобы не исказить достоверность происходящего в Иране субъективным мнением, У. Джексон постоянно изучал исторические труды известных авторов.

Цель путешествия была Персия и Центральная Азия, изучение старины и научные исследования, особенно интересовала древняя вера Заратуштры, территория, на которой распространилась религия Добра и Света. В план были включены земли Прикаспия, Туркестан, с северного Кавказа до Персидского залива на юге, с заездом в сердце пустыни – город Йезд, затем на север в Тегеран, обязательные города Азии были Самарканд, Бухара, древний Мерв.

Итак, путешествие началось. Очень интересно было наблюдать за изменением внешности людей по мере продвижения вперёд. Некоторые походили одеждой на древних скифских пастухов, они носили дублёнки и их ноги были замотаны в грубую мешковину, головы покрыты огромной тяжёлой меховой шапкой, которая была неотличима от кудрявых волос пастуха и его густой бороды. Некоторые были немного современнее, так казалось, потому что у них были за спиной винтовки, с которыми они охраняли свои стада.

Большинство из них сидели по-восточному на корточках, особенно это бросалось в глаза на железнодорожном вокзале. У всех были тёмные обветренные и немного грубоватые лица.

Чем ближе были каспийские края, тем больше вокруг попадались лица иранской крови. Становилось понятно, что Иран этнологически начинался с Кавказа и с берегов Каспийского моря.

Скоро я достиг границы города Баку, потом поманил за собой своими узкими улицами древний Тифлис. Этот аскетичный каменный город манил своей причастностью к Заратуштре. Ведь это область, в которой родился этот великий пророк по изысканиям некоторых учёных.


На пути из Баку в Тифлис повстречался прекрасный своей древностью город Гянджа, который изначально был персидским. Его имя изменилось, когда русские овладели им в 1804 году. Мечеть, стоящая рядом с базаром, говорят, была возведена шахом Аббасом в семнадцатом веке. Многочисленные раскопки этого города подтверждают древность происхождения.

Главным интересным фактом было то, что город Гянджа был родиной персидского поэта Низами и был похоронен там в 1209 году.  Этот романтический менестрель пел о трагической любви иранского царевича Парвиза Хосрова к прекрасной армянской княгине Ширин; о любви легендарного Бахрама Гуре; о жизни великого полководца Искандера. Поэзия Низами с творческой грацией рассказывает нам старые восточные легенды и сказки.


«Персия прошлое и настоящее. Книга путешествий и исследований»
Уильямс Джексон

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк