К основному контенту

Кааба Заратуштры

«Кааба Заратуштры» (KA'BA-YE ZARDOŠT), старинное здание в Накш-е-Ростаме, недалеко от Персеполиса. Вероятно, оно приобрело свое название в 14 веке, когда места развалин по всей Персии были связаны с личностями из Корана или Шаханаме. Название не указывает, что это была святыня зороастрийцев, и нет никаких сообщений о паломничествах к нему. Кааба была проиллюстрирована в работах западных путешественников 17-го века, которые посетили Накш-е-Ростам, таких как Дж. Чардин, К. Де Бруин и Э. Кампфер. Кааба систематически описывалась в раскопках Эриха Ф. Шмидта (Персеполис III, Чикаго, 1970, стр. 17-49) с фотографиями и архитектурными чертежами, и это изучалось Дэвидом Стронахом (Pasargadae , Oxford, 1978, pp. 117-37). Последний сравнивал его с почти идентичной (но менее хорошо сохранившейся) структурой в Пасаргаде, Зендане-э-Солаймане.


Кааба ориентирована на север, лицом к скальному лицу Ḥosayn Kuh. Он находится на западной стороне участка Накш-е-Ростам, недалеко от самой западной из четырех королевских гробниц Ахеменидов, прорезанных в скале (той, которая приписывается Дарию II). Он стоит в священном участке, окруженном сасанидской стеной, возможно, 3-го века н.э., которую Герцфельд нашёл в 1933 году. Шмидт недолго работал над раскопками Каабы в июне 1936 года и обнаружил его основание. На восточной стене он натолкнулся на среднеперсидскую версию надписи Шапура I. В июне 1939 года, за несколько недель до того, как раскопки подошли к концу в связи с началом Второй мировой войны, он возобновил работу на этом участке, выкопал другие стороны башни и нашел надписи парфян (на западной стене) и греческие (на южной стене), а также средне персидскую надпись ок. 285 первосвященника Кардера, который находилась ниже надписи Шапура I на восточной стене. Во время раскопок обнаружилось мало керамики или других артефактов.

Кааба - квадратная башня, построенная из белых блоков известняка, которые укладываются без раствора, но соединены железными балками. Её размеры: 7,25 м ширина стороны, высота 12,50 м. В сочетании с трехступенчатым цоколем и слегка пирамидальной крышей здание имеет общую высоту 14 метров. Карниз крыши, украшенный чешуйкой, слегка покрывает пространство между выступами. Нижняя часть здания представляет собой массивный фундамент. Дверь находится в северной стене и имеет высоту 1,90 м, ширину 1,70 м. Верхняя половина которой находится над обломками и частично разрушена. С высоты 3 метров вверх фасада украшен 15-ю рядами мелких и узких прямоугольных выемок. Кроме того, на южной, восточной и западной стенах имеется три пары ложных оконных углублений; северная стена имеет два отдельных углубления. Каждое «окно» имеет внутреннюю рамку внутри углубления, вся конструкция окна выполнена из темного известняка. На северной стороне дверной проем имеет украшенную перемычку, а два маленьких ложных окна центрированы и расположены вертикально над ним. Археологи исследовали открытые двери и обнаружили вставки для двух дверных крыльев; было доказано, что они были предназначены для прочно закрытой каменной двери, такой как в гробнице Ахеменидов. Если бы эта дверь была бы заперта, её пришлось бы открыть для серьёзных археологов, чтобы получить доступ внутрь. На сегодняшний день каменная дверь исчезла.

В Зендане-э-Солаймане в Пасаргаде был обнаружен фрагмент каменной двери, украшенной розетками. Найландер смог доказать, что Зендан был старше Каабы-да-Зардошта, потому что его каменные блоки не удерживаются железными балками. Таким образом, Зендан был построен в тот же период, что и дворцы Пасаргада, около 540 г. до н. э. А Кааба, возможно, воздвигнута после начала строительства Персеполиса ок. 520 г. до н.

Кааба по-разному интерпретировалась как храм огня, архив или мавзолей. Шмидт и Стронах спорили об этом, но так и не пришли к какому либо решению. В 1992 году Л. Трюмпельман предположил, что Кааба впоследствии была использована как гробница Шапура, и что другие сасаниды были погребены в гробницах Ахеменидской скалы; поэтому Nars-e Rostam рассматривались как погребальные рельефы ранних королей вплоть до Hormizd II (302-307 гг.). Этот тезис не был подтвержден раскопками, а надпись на Каабе не содержит признаков погребения.

Использование Каабы в качестве храма огня (как это предложил К. Эрдманн) вызывает сомнения в связи с отсутствием дымохода и наличием двери, которая изначально была плотно закрыта. В надписи на Каабе упоминается о создании пяти храмов огня и говорится о культах, которые будут проводиться там; это позволяет думать, что такой обширный храмовый комплекс был расположен в святом участке внутри стены и что он включал Каабу, которая была на несколько веков старше. Однако раскопки в пределах очень ограниченного пространственного ареала не привели к обнаружению храма огня.

Интерпретация Каабы как архивного здания для Авесты основана на исследовании слова: bwny BYT' (bunxanag) в надписи на Каабе. Слово появляется только в этой единственной королевской надписи. Предлагаемый перевод слова bunxānag: «основное имущество, капитал». Средне персидский термин был переведен ранее как «библиотека» или «архив» и взят как относящийся к Каабе.

Большинство ученых считают башню царской усыпальницей Ахеменидов, которая, по словам о. Биссинг, смоделирована как трехэтажная башня с окнами. Клейс указал на сходство наземного плана с урартскими храмами. Урартские модели действительно лежат в основе этого стиля здания с двумя цветами камней, которые мы также наблюдаем во дворцах Пасаргада. Ф. Вайсбах и А. Демандт отметили, что две башни, Кааба и Зендан, более точно соответствуют описанию гробницы Кира Аррианом и Страбоном, чем гробница в Пасаргаде, которая обычно приписывается Киру. Высокий, массивный фундамент имел бы смысл для мавзолея зороастрийского правителя, поскольку он предотвратил бы просачивание трупного яда в почву.

На расстоянии около 500 м от Каабы А. Б. Тилия обнаружил ранний павильон дворца Ахеменидов, который, возможно, был возведен для Камбиза II. Таким образом, обе башни должны были находиться в непосредственной близости от дворцов. Биссинг уже приписывал Каабу, как мавзолей, Камбизу II. Кааба предполагалась также как гробница членов семьи Дария I (Бойс, Зороастризм II, стр. 117). В любом случае авторы двух сасанидских надписей не знали имени человека, для которого предназначался Кааба, или они бы упомянули об этом; погребальная камера была разграблена задолго до того, как её двери остались открытыми.


Печатается по страницам Энциклопедия Ираника

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк