К основному контенту

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов
Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадках вокруг пьедестала, где горел Огонь.
Старались собираться на склонах холмов или на их вершинах. Открытая Зороастрийская терраса богослужения с видом на деревню Вранг и Пандж (Амударья), Таджикистан - 3000 г. до н. э. (?) На возвышенности сооружалась терраса, к которой вела лестница, в центре стояла огнеупорная чаша. В горах Таджикистана сохранились древние построения таких площадок, датируемые 3000 (?) до н.э. В своём эпосе Шахнаме Фирдоуси пишет, что легендарный царь Джамшид: «разделил подданных на четыре сословия: жрецов, воинов, ремесленников и земледельцев. Первым он сделал сословие жрецов и сделал место поклонения в горах, чтобы поклонялись Богу в тишине». Несмотря на эту раннюю традицию поклонения на открытых местах, позднее зороастрийцы пришли к поклонению и богослужению в храмах Огня.  
Приход домов и храмов Огня
Примерно через 400–500 лет после Геродота, Страбон на рубеже нового тысячелетия пишет, что маги Каппадокии (территория современной Турции) «проводят богослужения в домах Огня, где есть жертвенник с небольшим количеством пепла, угля, в котором постоянно поддерживается Огонь». Алтарь, о котором говорит Страбон, не является алтарём христианских церквей в обычном сегодняшнем понимании. Он описывает это место, как место  постоянного поддержания Огня. Так постепенно, сохраняя богослужения на открытом воздухе, зороастрийцы переходили в закрытые храмы Огня. С течением времени храмы приобрели стандартную форму. Сегодня в современном мире нет специально построенных и официальных открытых террас для проведения зороастрийского ритуала.  
Разработка концепции храма Огня
В древние времена возжигать новый огонь было сложно. Кроме того, поддержание постоянного огня в простых домах могло нарушить хрупкое строение. Поэтому зороастрийские общины стали строить отдельные храмы Огня, в которых могло постоянно гореть неугасимое пламя, которое оберегалось и хранилось специальными людьми. Каждый вечер хранитель уменьшал пламя, сохраняя тлеющие угольки, экономя топливо, в любой момент готовый снова разжечь Огонь с новой силой. По праздничным дням простые зороастрийцы приходят к Огню, перенося его малые огоньки в свои дома. Так от центрального храма Огня в каждом доме возжигались праздничные Огни. Чаши с Огнём были жизненно важны для каждой зороастрийской семьи. С течением времени появилась профессия людей, поддерживающих Огонь в Atash gahs (храмах Огня), которая приобрела название Атхарван.  
Дизайн храма Огня чахартак
Ранние построения Аташ гах были известны в Иране под названием чахартак, если это слово разбить на составляющие – «чахар»-«та»-«ака», то в дословном переводе с фарси это будет звучать как «четыре господина», коими в построении являются четыре арки, распахнутые на четыре стороны света, четыре времени года и четыре их точки отсчёта (зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия), а также четыре формы Времени, равно как и четыре их стража, возглавляющие Небесное воинство. То есть такое построение – это некая простейшая модель пространственно-временного континуума. Точное ориентирование стен такого дома на главные точки года наводят на мысль, что такие арочные построения служили для отсчёта времени, некими солнечными календарями. В эти основные времена года зороастрийцы отмечают наиболее крупные праздники, важные и для простых земледельцев, которые выбирают время, например, для посева или сбора урожая.  
Ани, Армения, Турция
Руины Аташ гах были обнаружены в Ани, турецкой Армении, области, на которую ссылается
Страбон, и относится к эпохе, в которой он жил. Ани находится в непосредственной близости озера Урмия и озера Ван в районе Армянского нагорья. Руины этого храма Огня представляют собой массивные столбы без стен. Зороастрийский храм Ани с течением времени перестроили в христианскую часовню, закрыв пустые пространства между колоннами изогнутыми стенами. В раскопках города Ани был найден участок, соответствующий описанию Страбона о
месте, отведённом для возжигания Огня. Чертеж, по которым был восстановлен дом Огня в городе Ани Форма крыши в реконструированном храме Огня древнего города Ани даёт полный простор для фантазии, т.к. среди руин крыша не найдена. Это может быть купол, если ассоциировать с чахартаками той же эпохи. Массивность колонн предполагает каменную крышу и камни, подобные основному строению были найдены в части стены цитадели, построенной в VII в.н.э. Археологи предполагают, что камни, взятые для строительства цитадели, принадлежали именно храму Огня.  
Храмовые чахартаки в Иране 
План чахартака храма Огня в турецком городе Ани похож на другие ранние храмы Огня времён правления Аркашидов (247-224 до н.э.) и эпохи Сасанидов (224-651 н.э.), найденные в рукописях на языке фарси. Структура этих храмов проста, открыта на четыре стороны (см.
фото храма Огня Базе Хур). Это строение относят к парфянской эпохе. Название Базе Хур переводится как солнечная обсерватория. Если дословно переводить, то Базе означает горный край, горное место, возвышенность; Хур обозначает солнце. Этот храм Огня находится на небольшом удалении от населённого города в восточной провинции Хорасан и считается самым древним из найденных храмов Огня. Храм Огня Базе Хур, Хорасан. один из старейших чахартаков, парфянская эра 247 г. до н.э. Находится в 80 км от Мешхеда, на окраине деревни Робат Сефид. Много древних строений найдено и в западном Иране. Большинство храмов Огня обладает крышей куполообразной формы. Эта ирано-зороастрийская форма крыш для храмов, следуя раскопкам археологов, была предтечей использования куполов в арабо-исламском мире. 
 Изображение храма Огня сасанидской эпохи до его разрушения.   Исфахан, руины сасанидского храма Огня. Развалины храма Огня возле реки Бидо в Акбаре-Абаде в 10 км от Шираза, исламское правительство Ирана приказало уничтожить его, хотя он находился от дорог сообщения в 30 м. Храм Огня Даррешар, эпоха Сасанидов, Илам Руины чахартака в иранской провинции Илам в Сиа-Кале близ Зарне. Сураханы, Азербайджан, чахартак Аташ гах в Сураханах, Азербйджан, Баку. В верхних углах можно увидеть огни природного газа, который поднимается через каналы, построенные в четырёх углах конструкции. В Азербайджане, к северо-западу от города Куба, примерно в 165 километрах есть ещё один Аташ гах в селении Хыналыг.  Чтобы защитить себя в X веке против различных кочевых племен, в Хыналыге были построены специальные объекты обороны, в том числе крепость, и главная сторожевая башня также включала зороастрийский храм. Местные старейшины связывают, что священник, который жил в этом Храме, назывался Пьяджомард и что он видел, как там горит вечный огонь. Около 550 км непосредственно от турецкого города Ани, на побережье Каспийского моря на полуострове Апшерон на территории современного Азербайджана есть древнее построение Аташ гах, датируемое XVII веком, находящееся в посёлке Сураханы. Сураханы находятся примерно в пятнадцати километрах к востоку от столицы Азербайджана Баку. Построен этот Аташ гах по проекту чахартака. Храм перестал действовать к началу XX века, сегодня он внесён в список объектов всемирного наследия.  
Сураханы – индуистский или зороастрийский храм?
 Джонас Хенвей в своём «Историческом отчёте о британской торговле на Каспийском море» изданном в 1753 году говорит: «У персов морской силы практически нет, плотничают в основном индийцы. Там есть небольшой храм, в котором поклоняются индийцы огню. Около алтаря стоит большая полая труба в высоту около 3 футов, в конце трубы вырывается синее пламя. Эти индийцы утверждают, что пламя горит, не угасая со времён наводнения, и они верят, что это горение будет длиться до конца времён. Рассказывают, что около сорока, пятидесяти паломников из Индии приехали из своей страны». Бакинское индуистское торговое сообщество, как полагают, произошло в основном из города Мултана, расположенного в районе Пенджапа долины Инда (в настоящее время Пакистан), которое занималось торговлей вдоль Великой магистральной дороги, части старых торговых дорог Ариана. На сураханском храме Огня сохранилось много надписей на санскрите, в котором упоминается слово Jvalaji. В индийском штате Химачал-Прадеш есть храм  Jvalaji, построенный над выходом природного газа, так же как и храм в Сураханах, место это называется Джаламухи. «Джала»  означает «сжигание» или «огонь», «мухи» означает «рот». Сураханский храм в его нынешнем виде совсем не похож на индуистские храмы. Вместо пятиугольной периметральной структуры здесь стоит строение больше похожее на караван сарай, а в центре закрытого двора здание чахартак, конструкция которого полностью согласуется с зороастрийским чахартак Аташ гах в турецком городе Ани и древними строениями Персии. С упадком зороастрийской традиции храм в Сураханах постепенно угасал, но поддерживался парсами из индийского торгового сообщества. Даже сегодня местная традиция утверждает, что храм в Сураханах принадлежит зороастрийской традиции огненных храмов, Аташ гах. Профессор А.В. Уильямс Джексон (1911 год), комментируя наблюдения Джонаса Хенвея, оставил открытым вопрос поклонения в Сураханах зороастрийцами или индийцами, или даже сикхами. К 1800 году население индийцев и сикхов сократилось в Азербайджане. Сэр Дживанджи Джамшеджи Моди (1854-1933) в своей книге «Мои путешествия за пределами Бомбея Иран, Азербайджан» (1926) отмечает: «индуистские торговые маршруты и обычаи изменились, а посещения храмов уменьшилось. Из первоначальной группы индуистских брахманов некоторые скончались, остальные вернулись на родину». К моменту визита Моди в 1925 году Аташ гах в Сураханах был давно оставлен. Джеймс Брайс, описывая свой тур осенью 1876 года по Закавказью и Арарату, отмечает: «После того, как персы были изгнаны мусульманами, некоторые из них остаются здесь в Азербайджане после паломничества.  Царь Российской империи (Азербайджан был тогда частью России) относился к действующему храму Огня терпимо, поэтому в нём оставался один священник из бомбейского сообщества парсов. Известно, что сообщество пасов из Бомбея оказало помощь зороастрийцам Ирана, стремясь облегчить страдания своих единоверцев на своих исконных землях. В 1858 году французский писатель Александр Дюма посетил Аташ гах в Сураханах и отметил в своих записях: «…весь мир знает об Аташ гах в Баку. Мои соотечественники должны поторопиться, если хотят увидеть поклонников Огня, потому что их в храме осталось очень и очень мало».  
Семь Огней
Центральный огонь в Аташ гах в Сураханах, Баку, Азербайджан. В недавнем прошлом на территории Аташ гаха в Сураханах горело семь природных огней, почитаемых общинниками. Присутствие семи Огней в Сураханах лишний раз доказывает принадлежность этого чахартака к зороастрийскому строению, т.к. именно зороастрийцы относились с особым почтением к числу семь. Возможно с исчезновением с этой территории зороастрийцев, парсы из торгового общества Бомбея решили следить за сохранением Огня в Аташ гахе, приняв тем самым эстафету от зороастрийцев Ирана. Согласно историческим источникам, цитируемым Фаридом Аликперовым до индийских священников из Бомбея, местные жители поклонялись семи природным Огням в Сураханах. Э. Каемфер, британский путешественник, который посетил храм Огня в Сураханах в 1683 году, пишет: «Раньше, примерно в 500 шагах от храма, можно было увидеть семь отверстий, расположенных на одной линии, из которых вырывалось синее пламя. С течением времени из семи огней остался один, на месте которого и построен Аташ гах». Эти записи доказывают, что после ухода зороастрийцев и распространения ислама на этой территории, исходное место как зороастрийских культ перестало существовать. Тогда в VII веке во время путешествия Э. Каемфера следили за неугасаемым огнём уже парсы бомбейского торгового общества.  
Печатается по материалам Зороастрийского наследия. К.Э. Эдлуджи

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна